Мобильные интеллектуальные группы и интеллектуальный конвеер

Alan
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 9:26 am

Мобильные интеллектуальные группы и интеллектуальный конвеер

Сообщение Alan » Вс май 04, 2008 5:30 pm

Мобильные интеллектуальные группы и интеллектуальный конвеер в современном информационном пространстве
В.А. Рыжов, Е.В. Матвеев

В современном информационном обществе для любого человека очень важно обладать соответствующей информационной грамотностью и культурой, чтобы ориентироваться и адекватно действовать в быстро изменяющемся информационном пространстве. Постепенно приходит понимание, что наряду с тем, что мы называем привычной грамотностью – умением читать, писать, знать свой родной язык, сейчас в обществе возникает потребность еще в одном новом виде грамотности – которую раньше называли компьютерной грамотностью или просто информатикой. Но на самом деле этот новый вид грамотности затрагивает более глубокие корни человеческого сознания и изменяет сам мировоззренческий базис
общечеловеческих знаний.

Информационная культура и знания были нужны обществу всегда и соответствовали его информационному пространству. Однако за последние 15 лет
информационное пространство под воздействием компьютерной революции и развитием коммуникационных технологий настолько изменилось, что начало воздействовать на само общество. Теперь информационная культура и грамотность попали в область стратегических интересов выживания общества на государственном и мировом уровне. В данной работе мы рассматриваем только один из аспектов этого чрезвычайно интересного и сложного вопроса – коллективную практику управления знаниями в отношении к новым идеям и информации. Мы должны не только понять, что уже возникла сложная проблема, но и предложить новое решение как социум должен реагировать на эволюционный вызов информационного взрыва.

Если Билл Гейтс в своей книге [1] писал о наступающей эпохе бизнеса со скоростью мысли, то в более общенаучном социологическом прогнозе нашей
цивилизации Элвин Тоффлер в своих книгах [2, 3, 4] прогнозирует: 1) шок (информационный) будущего, 2) третью (социальную) волну, которая изменит все социальные устои общества и самого человека, 3) сдвиг власти, который приведет к переменам в отношениях между силой, богатством и знаниями. В настоящей работе мы предлагаем адекватную реакцию человека на информационный взрыв в виде такой самоорганизации коллективного интеллекта, который будет способен управлять знаниями в упреждающем режиме.

1. Концепция мобильной интеллектуальной группы.

Сейчас деятельность лиц принимающих решения (ЛПР) на всех уровнях управления – от государственной службы до бизнеса все больше напоминает
кризисную ситуацию. Существует предел объема работы и новизны, которые человек может усвоить за определенный период времени. Это его адаптивный уровень. ЛПР приблизился к верхней границе пределов человеческой адаптации. Необходимо научиться перераспределять функции и часть интеллектуальной рутинной работы делегировать советникам-экспертам. Поэтому эффективность управленческих решений зависит от квалификации и эрудиции персонала, четкой корпоративной практики, включающей управление знаниями. Такой подход позволит эффективно использовать информационное пространство и оперативно реагировать на возникающие ситуации. В современной концепции управления происходит изменение акцентов:

1) от индивидуальной эрудиции к режиму групповой интеллектуальной деятельности,
2) от интереса к настоящему к сосредоточенности на будущем,
3) от стереотипных решений к активному творчеству, поиску новых альтернатив и генерации новых идей.

Это основные элементы концепции мобильной интеллектуальной группы (МИГ).

Персонал МИГ должен быть сверх мобильным, как в смысле коммуникаций, управления знаниями, так и творческой активности - креативности. Особое значение приобретают навыки действовать согласованно, правильно и эффективно в условиях недостатка времени, избытка информационного шума и дезинформации, в критических ситуациях и жесткой конкуренции.

Мобильные интеллектуальные группы ориентированы на принятие решений в кризисных ситуациях в режиме “по ситуации” (ad hoc). С точки зрения
информационных технологий и использования коммуникаций структура и организация МИГ максимально приближена к концепции "быстрого/мобильного" интеллектуального предприятия ("agile" intelligence enterprise), принятой в США, что лежит в основе интеллектуального сообщества (Intelligence Community).

Концепция МИГ, имея сходные задачи с концепцией "быстрого/мобильного" интеллектуального предприятия, имеет существенное отличие – решающим
является человеческий фактор, а технические средства и телекоммуникации играют вспомогательную роль, но также важную роль. В состав МИГ входят: лицо принимающее решения, командир МИГ и эксперты. Персонал МИГ оптимизируется по совместимости для кросс функциональной
координации, раскрепощения интуиции и творческого потенциала личности. Это создает возможность использования новейших креативных технологий -
интеллектуального конвейера и методик виртуального ситуационного центра в различных мобильных режимах: "всегда" и "везде", в "реальном времени" или "по принципу подключения".

В процессе подготовки специалисты МИГ осваивают высокоэффективные технологии генерации новых идей и независимых альтернатив с использованием интеллектуальных технологий и методик в виде стимуляторных схем и активаторов. Особое внимание уделяется повышению информационной культуры экспертов при работе с плохо структурированной и слабо формализуемой информацией. Для этого разработаны специальные инструменты в виде систем "гибридного интеллекта" и методика обучения экспертов "полному циклу" обработки неструктуризированной информации - от источников информации, к поиску и сбору, далее к обработке и хранению, затем к аналитике и синтезу, после чего к композиции и представлению
информации.

Персонал МИГ, прошедший подготовку, становится способным к стратегическому планированию, может генерировать новые идеи в сжатые сроки, способен разрабатывать концептуальные модели для решения задач, традиционно считавшимися "неразрешимыми". Тем самым, новейшие технологии интеллектуального конвейера и методики виртуального ситуационного центра позволяют работать не только в областях, традиционно считавшимися сокровенными знаниями экспертов, но и усиливать их интеллект, а также резко сократить время для решения нестандартных проблем.

2. Состояние дел и подходы к ситуационным центрам.

Обычно, принятие решений в ситуационных центрах осуществляется по схеме <Мониторинг – Модель – Экспертиза - Принятие решения>:
1) мониторинг состояния объекта управления и прогнозирование развития ситуации на основе анализа поступающей информации;
2) моделирование последствий управленческих решений, на базе использования информационно-аналитических систем;
3) экспертная оценка вариантов принимаемых решений и их оптимизация;
4) принятие решения в виде осуществления выбора цели из спектра будущих состояний и формирования плана достижения этой цели.

Это типичный подход к управлению большими системами с небольшой динамикой.

Часто ситуационный центр понимается как специальное помещение, оснащенное каналами поступления информации, средствами ее обработки и, прежде всего, дорогостоящими средствами отображения. Но реально, это только один из множества компонентов ситуационного центра.

При более последовательном подходе к принятию решений в кризисных ситуациях задача ситуационного центра трактуется как “комплекс взаимосвязанных моделей разнообразнейших процессов, позволяющий прогнозировать последствия тех или иных решений". То есть, делается акцент на ситуационное моделирование и аналитику. Но это также всего лишь один из компонентов ситуационного центра. Увлекаясь техническими деталями, мы часто упускаем из виду самый главный компонент – человеческий фактор в виде комплекса методик, организационных мероприятий и технологий управления коллективным интеллектом. Именно на эти функции ориентирован коллектив МИГ. Для работы МИГ не нужны дорогостоящие атрибуты стандартных ситуационных центров – помещения, большие экраны и пр.

Современное общество, экономика и социальные структуры становятся все более многосвязными и динамичными. Поэтому нужна новая концепция
ситуационного центра. Ситуационный центр, в ответ на вызовы развития общества, также должен быть динамичным и мобильным. Это достигается управлением коллективного интеллекта на основе новых подходов к управлению знаниями - созданием мобильных интеллектуальных групп, использованием интеллектуального конвейера, систем гибридного интеллекта, системой быстрых коммуникаций.

3. Виртуальный ситуационный центр.

В основе виртуального ситуационного центра (ВСЦ) лежит понятие "Мобильной интеллектуальной группы" - МИГ. В "виртуальной бригаде" экспертов все участники интерактивно сотрудничают, а все их данные становятся общим доступным информационным фондом. МИГ работает по принципу интеллектуального конвейера. Это четкое распределение функций и взаимодействие, жесткая дисциплина работы с информационными объектами, высокая информационная культура персонала, эффективные протоколы информационного обмена на всех уровнях. По этой концепции МИГ вооружена специальными методиками технологиями для генерации новых идей и оснащена мобильными телекоммуникационными средствами для коллективной работы. Причем, акцент делается на работу с плохо формализованной и слабо структурированной информацией.

Технологии ВСЦ позволяют организовать деятельность по генерации новых идей для принятия решений в кризисных ситуациях в условиях неопределенности и отсутствия каких-либо регулярных моделей. Для работы МИГ не требуется громоздких и дорогих залов с большими экранами. Такой подход показывает серьезные преимущества в работе МИГ - возможность работать непосредственно на “объекте”, а также в распределенном состоянии по времени и пространству. То есть, часть экспертов может находиться в различных местах, где их застала кризисная ситуация или организационная необходимость. Возможно взаимодействие МИГ с базовыми организационными центрами, что дает дополнительные преимущества.

Но основное преимущество ВСЦ и МИГ – способность решать практически любые задачи и проблемные ситуации. ВСЦ и МИГ имеют ряд преимуществ перед традиционными мозговыми штурмами и подходами к генерации новых идей. Возможность быстрого выхода МИГ на уровень профессиональных проблем заключается в стратегии работы экспертов МИГ с профессионалами в своих областях. При этом коллектив МИГ и узкопрофильный специалист быстро находят общее понятийное пространство. Поэтому МИГ может эффективно применять свои технологии для генерации новых идей в заданной области знаний. В этом суть преодоления узкой эрудиции специалиста, которая замыкает его мысль на знаниях лишь собственной узкой специализации.

История и предпосылки технологий МИГ и интеллектуального конвейера базируются на следующих технологиях и подходах:

A. Традиционные ситуационные центры: интеграция и сбор информации, аналитика, поддержка групповой деятельности экспертов.
B. Мозговой штурм: уход от стереотипов, коллективное творчество и стимулирование.
C. Российская система ТРИЗ: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – модель конфликта.
D. Латеральное мышление Эдварда де Боно: развитие навыков нестандартного мышления, развитие интуиции и парадокс.
E. Стратегия “мобильных предприятий” в США: интеллектуального предприятия ("agile" intelligence enterprise) концепция "виртуальных бригад".

Все эти перечисленные подходы к творческой активности претерпели значительно усовершенствование в МИГ с целью адаптации их на скорость, качество и мобильность в решении интеллектуальных задач, генерации новых оригинальных идей и альтернатив, быстрого мониторинга проблемных ситуаций. Высоко эффективная группа ориентированна на успешное выполнение возложенных на нее задач. Поставленная цель достигается оптимизацией важнейших групповых факторов: 1) достигается оптимальный информационный обмен и психологический комфорт во внутренних отношениях; 2) используется знание о том, кто из команды “что” знает и поощряется желание поделиться своим опытом; 3) для оптимизации
межличностных отношений формируется расширенная прогностическая карта типа матрицы Морено (обычная социальная матрица и прогностическая карта деловых индивидуальных и межличностных предпочтений); 4) диагностируются и оптимизируются межличностные коммуникации и взаимодействия группы экспертов с руководителем; 5) создается творческая обстановка, осваиваются креативные методики, что гарантирует умение порождать новые идеи.

Инструментами для МИГ являются системы гибридного интеллекта, которые помогают решать следующие задачи:

• Программная система "Excite". Генерация новых идей и альтернативных решений.
• Программная система "GoldFish". Целенаправленный сбор данных и анализ их смысла в массивах неструктурированной текстовой информации.
• Программная система "Inforce". Работа по синтезу с плохо формализованной и слабо структурированной информацией всего спектра мультимедиа.

Выводы.

Анализ ситуации движущих сил современного информационного общества показывает, что из-за резкого повышения эффективности материального
производства и возросшей конкурентной борьбы сегодня основной фокус внимания сосредотачивается на сфере управления информационными потоками. Теперь главными стратегическими источниками становятся:

• Обработка информации.
• Выявление и решение проблем, которые создают проблемы.
• Генерация новых идей и альтернативных решений.

Новые идеи необходимы для любого рода деятельности, в любой социальной сфере, особенно в управлении. Теперь, например, в бизнесе менеджеры управляют прежде всего идеями, а не капиталом. В современных органах управления и власти также требуются реорганизация и создание адекватных организационных и управленческих структур. Можно считать группы МИГ прототипом социальным ячеек будущего информационного общества, которые будут эффективно использовать свое информационное пространство на основе корпоративной практики управления знаниями.


Литература

1. Билл Гейтс. Бизнес со скоростью мысли. Как добиться успеха в информационную эру. Пер. с англ.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001, с.480.
2. Элвин Тоффлер. Шок будущего. Пер. с англ.: - М.: АСТ, 2001, 560с.
3. Элвин Тоффлер. Третья волна. Пер. с англ.: - М.: АСТ, 2002, 776с.
4. Элвин Тоффлер. Метаморфозы власти. Пер. с англ.: - М.: АСТ, 2003, 669 с.

Источник: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=46001

kak
Сообщения: 359
Зарегистрирован: Вт мар 17, 2009 10:30 am
Откуда: Вологда
Контактная информация:

Re: Мобильные интеллектуальные группы и интеллектуальный конвеер

Сообщение kak » Пт мар 20, 2009 12:10 pm

В качестве продолжения и углубления выше приведенной статьи, доклад на ХI Всемирной конференции по проблемам глобализации в Гаване (Куба), март 2009 года Михаила делягина: "Мировой финансовый кризис - начало изменения структуры человеческого общества" http://forum-msk.org/material/lenty/776170.html