Гетероадаптер
Гетероадаптер
Проект «Гетероадаптер»
Или по-русски, «приспособление к иному».
Практически это продолжение тем на этом форуме: Неоднородность, турбулентность, мембрана и сознание и Краткая Инструкция для построения ИИ, в которых были изложены теоретические и конструктивно-принципиальные положения для понимания и формирования интеллекта и его иных форм. Одной из причин этого продолжение было вызвано с тем, что у проектировщиков и конструкторов так называемых технических сложных устройств (компьютеры, самолеты, станции слежения и т.п.) возникли проблемы во взаимодействии между этими устройствами и субъектами работающими или использующие их. По-видимому, выбранная стратегия или парадигма создания таких устройств себя на данном этапе развития исчерпала, а поэтому возникала необходимость ее смены или пересмотра. Прежде чем приступить к выяснению адекватности существующей парадигмы и возможности ее развития или замены, для взаимного понимания и исключения терминологической путаницы, ниже приведены некоторые слова и выражения, которые уже встречались и те, которые возможно будут использоваться в объяснениях, статьях и дискуссиях по этому проекту:
Управление – регулирование в субъективной реальности у синергетиков и креативистов
Регулирование – динамическое равновесие взаимных упреждений (ДРВУ)
Гетероадаптация – приспособление к иному
Адаптивная (приспособительная) функция субъекта – способность оценивать и регулировать взаимные реакции
Интерсубъективность: а) прямая; б) опосредованная (через предметы и устройства)
Гибридный интеллект (Венда В.Ф.)
Коадаптер (Венда В.Ф.)
ИНГА (интеллектуальный гетероадаптер)
Иной интеллект – интеллект с другой целью
Интерфейс - (англ. interface — сопряжение, поверхность раздела, перегородка) — субъективно выделенная граница раздела двух структур… Протокол (описание) реакций 2-х и более структур между собой.
Адаптивный интерфейс – незавершенный протокол (описание) реакций 2-х и более структур между собой.
Протез (франц. prothèse, от греч. prosthesis приложение, присоединение, прикрепление)
Интеллект – свойство системы предвидеть будущий результат
Система - субъективно выделенные предметы, явления и процессы, которые (по мнению субъекта) объединены для достижения одной цели
Субъект – моделирующая система, интерпретирующая (отражающая) структурную проекцию своей границы
Эргатическая система - схема производства, некоторыми элементами которой являются субъекты
Кроме того, на этом же форуме дан «Словарь или тезаурус для интеллекта», viewtopic.php?f=13&t=15
Из первоначальных мероприятий, которые необходимо сделать, это, прежде всего, провести три исследования: а) обзор существующих интерфейсов, их специфика, ограничения и возможности; б) обзор физиологии сенсомоторных образований и их особенности как органической части интерфейса; в) обзор технологий, способных обеспечить холический интерфейс. Затем на основе этих исследований проанализировать точки сопряжения и пересечения между ними, сформировать требования к проектируемым устройствам и разработать ТЗ.
Или по-русски, «приспособление к иному».
Практически это продолжение тем на этом форуме: Неоднородность, турбулентность, мембрана и сознание и Краткая Инструкция для построения ИИ, в которых были изложены теоретические и конструктивно-принципиальные положения для понимания и формирования интеллекта и его иных форм. Одной из причин этого продолжение было вызвано с тем, что у проектировщиков и конструкторов так называемых технических сложных устройств (компьютеры, самолеты, станции слежения и т.п.) возникли проблемы во взаимодействии между этими устройствами и субъектами работающими или использующие их. По-видимому, выбранная стратегия или парадигма создания таких устройств себя на данном этапе развития исчерпала, а поэтому возникала необходимость ее смены или пересмотра. Прежде чем приступить к выяснению адекватности существующей парадигмы и возможности ее развития или замены, для взаимного понимания и исключения терминологической путаницы, ниже приведены некоторые слова и выражения, которые уже встречались и те, которые возможно будут использоваться в объяснениях, статьях и дискуссиях по этому проекту:
Управление – регулирование в субъективной реальности у синергетиков и креативистов
Регулирование – динамическое равновесие взаимных упреждений (ДРВУ)
Гетероадаптация – приспособление к иному
Адаптивная (приспособительная) функция субъекта – способность оценивать и регулировать взаимные реакции
Интерсубъективность: а) прямая; б) опосредованная (через предметы и устройства)
Гибридный интеллект (Венда В.Ф.)
Коадаптер (Венда В.Ф.)
ИНГА (интеллектуальный гетероадаптер)
Иной интеллект – интеллект с другой целью
Интерфейс - (англ. interface — сопряжение, поверхность раздела, перегородка) — субъективно выделенная граница раздела двух структур… Протокол (описание) реакций 2-х и более структур между собой.
Адаптивный интерфейс – незавершенный протокол (описание) реакций 2-х и более структур между собой.
Протез (франц. prothèse, от греч. prosthesis приложение, присоединение, прикрепление)
Интеллект – свойство системы предвидеть будущий результат
Система - субъективно выделенные предметы, явления и процессы, которые (по мнению субъекта) объединены для достижения одной цели
Субъект – моделирующая система, интерпретирующая (отражающая) структурную проекцию своей границы
Эргатическая система - схема производства, некоторыми элементами которой являются субъекты
Кроме того, на этом же форуме дан «Словарь или тезаурус для интеллекта», viewtopic.php?f=13&t=15
Из первоначальных мероприятий, которые необходимо сделать, это, прежде всего, провести три исследования: а) обзор существующих интерфейсов, их специфика, ограничения и возможности; б) обзор физиологии сенсомоторных образований и их особенности как органической части интерфейса; в) обзор технологий, способных обеспечить холический интерфейс. Затем на основе этих исследований проанализировать точки сопряжения и пересечения между ними, сформировать требования к проектируемым устройствам и разработать ТЗ.
Re: Гетероадаптер
Alan в теме viewtopic.php?f=13&t=20559 , предложил следующий вариант предполагаемого устройства в виде: "Требования к системе организации гетероадаптера:
1. Способность контроллера к навигации и позиционированию по 2-м и более модальностям.
2. Количество сенсоров должно соответствовать достижению требуемой точности к навигации и позиционированию контроллера.
3. Способность изменять конфигурацию сенсоров как за счет перемещения их в пространстве (приближение, отдаление от источника регистрируемого сигнала), так и за счет изменения уровня чувствительности сенсоров.
4. Контроллер должен иметь возможность моделировать собственную границу и отражать ее изменения в виде проекции в памяти (формировать карту своих движений).
5. Должен быть реализован механизм безусловных ограничений, срабатывающих при приближении к определенным пороговым значениям. Данный механизм должен предотвращать действия среды и контроллера, которые могут привести к негативным последствиям как для контроллера, так и для среды.
6. Должен быть реализован механизм ранжирования стандартных конфигурации в изменяющихся условиях".
7. Поддерживать протоколы проводной и беспроводной связи.
1. Способность контроллера к навигации и позиционированию по 2-м и более модальностям.
2. Количество сенсоров должно соответствовать достижению требуемой точности к навигации и позиционированию контроллера.
3. Способность изменять конфигурацию сенсоров как за счет перемещения их в пространстве (приближение, отдаление от источника регистрируемого сигнала), так и за счет изменения уровня чувствительности сенсоров.
4. Контроллер должен иметь возможность моделировать собственную границу и отражать ее изменения в виде проекции в памяти (формировать карту своих движений).
5. Должен быть реализован механизм безусловных ограничений, срабатывающих при приближении к определенным пороговым значениям. Данный механизм должен предотвращать действия среды и контроллера, которые могут привести к негативным последствиям как для контроллера, так и для среды.
6. Должен быть реализован механизм ранжирования стандартных конфигурации в изменяющихся условиях".
7. Поддерживать протоколы проводной и беспроводной связи.
Re: Гетероадаптер
От эргодической теории до эргатических систем
ЭРГОДИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — (от греч. ergon работа), раздел общей динамики, принципы и методы которого используются для анализа статических свойств динамических экосистем. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/8221/ЭРГОДИЧЕСКАЯ )
Система, в которой фазовые средние совпадают с временными, называется эргодической.
Эргодичность — специальное свойство некоторых динамических систем, состоящее в том, что в процессе эволюции почти каждое состояние с определённой вероятностью проходит вблизи любого другого состояния системы. Система, в которой фазовые средние совпадают с временными, называется эргодической.
Преимущество эргодических динамических систем в том, что при достаточном времени наблюдения такие системы можно описывать статистическими методами. (ВИКИ, https://ru.wikipedia.org/wiki/Эргодичность )
Эргатическая система — схема производства, одним из элементов которой является человек или группа людей (ВИКИ, http://ru.wikipedia.org/wiki/Эргатическая_система )
Описание любого физического процесса требует соответствующего языка и логики (понимание причинно-следственных связей), а поэтому можно поставить знак равенства в подходах или парадигме при попытке спрогнозировать результат таких процессов. В этом важном качестве и будет рассмотрена связь между эргодической гипотезой или теорией и эргатическими системами.
Проблема в объяснении любого наблюдаемого процесса, это обнаружение скрытых процессов, влияющих на результат наблюдаемого. И в разрешении этой проблемы есть только два пути: а) найти способ наблюдать скрытый процесс и б) построить алгоритм между наблюдаемыми процессами, то есть обнаружить связь, закономерность между ними. Практически, второй путь, это когнитивный акт.
Нет сомнения, что, исследуя процессы в динамических структурах, наблюдатель вынужден, в силу ограничения своих рецептивных свойств, использовать когнитивную функцию своего организма, то есть достраивать, домысливать те скрытые процессы, которые он не может непосредственно ощущать. И даже, используя самые современные языковые методы, способные во многом дифференцировать поток процессов, часто не позволяет в континуальном плане проследить весь путь преобразований, оставляя «белые пятна» непознанного.
Но если есть неизвестное, тогда возникает законный вопрос о его роли во влиянии на процесс в целом. Подход, предложенный в конце 19, начале 20 века в виде эргодической гипотезы или теории, частично снял остроту проблемы и даже дал целое направление в познавательном плане, в виде синергетической парадигмы. Но, синергетическая эйфория продлилась недолго. Открытие новых свойств материи, ее квантование, привело к тому же интересному вопросу: «Как обнаружить непрерывность связи между наблюдаемыми событиями?» И это интерес не только чисто научный, а, прежде всего, он практический, так как невозможность обнаружения связи между событиями, не дает точности прогноза результата.
Точность прогноза оказалось важна не только в создании точных механизмов, приборов и устройств, но и в такой сфере как управление или регулирование многофакторными комплексами с участием человека, то есть в эргатических системах. Мало того, конструкторы многофункциональных комплексов в последнее время все чаще сталкиваются с так называемым «человеческим фактором», который часто сводит на нет весь алгоритм построения задуманного комплекса. И призыв к психологам, физиологам и философам оказать посильную помощи в разрешении этой проблемы, пока что не дал ощутимого результата, хотя и существует много лет такие направления как психофизиология труда и эргономика.
Выход, на мой взгляд, существует в том варианте, при котором идеи физического представления будут уложены в «прокрустово ложе» физиолого-философской парадигмы,
в которой субъект рассматривается как неотъемлемая часть всей системы. А значит и отношение между субъектом и его окружением находятся не в иерархическом или командно-управленческом варианте, а исключительно в равном и взаимно регулируемом.
Убогость формализации, то есть попытки вычленить из исследуемого предмета что-то более важное, чем все остальное, приводит к ущербным построениям и представлениям об этом предмете. И последующие операции уже с абстракцией заводят исследователя в тупик и к не пониманию процессов в исследуемом. Важным моментов для выхода из такого тупика является пересмотр рангов выделяемых свойств изучаемого предмета в зависимости от условий, то есть необходимостью рассматривать с точки зрения ситуационного ранжирования. Коэффициент участия того или иного процесса в достижении результата и есть главный критерий адекватного прогнозирования в исследовании предмета. И такой подход может дать действенный шаг в дальнейших работах, как для эргодических построений, так и для конструирования эргатических систем.
ЭРГОДИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — (от греч. ergon работа), раздел общей динамики, принципы и методы которого используются для анализа статических свойств динамических экосистем. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/8221/ЭРГОДИЧЕСКАЯ )
Система, в которой фазовые средние совпадают с временными, называется эргодической.
Эргодичность — специальное свойство некоторых динамических систем, состоящее в том, что в процессе эволюции почти каждое состояние с определённой вероятностью проходит вблизи любого другого состояния системы. Система, в которой фазовые средние совпадают с временными, называется эргодической.
Преимущество эргодических динамических систем в том, что при достаточном времени наблюдения такие системы можно описывать статистическими методами. (ВИКИ, https://ru.wikipedia.org/wiki/Эргодичность )
Эргатическая система — схема производства, одним из элементов которой является человек или группа людей (ВИКИ, http://ru.wikipedia.org/wiki/Эргатическая_система )
Описание любого физического процесса требует соответствующего языка и логики (понимание причинно-следственных связей), а поэтому можно поставить знак равенства в подходах или парадигме при попытке спрогнозировать результат таких процессов. В этом важном качестве и будет рассмотрена связь между эргодической гипотезой или теорией и эргатическими системами.
Проблема в объяснении любого наблюдаемого процесса, это обнаружение скрытых процессов, влияющих на результат наблюдаемого. И в разрешении этой проблемы есть только два пути: а) найти способ наблюдать скрытый процесс и б) построить алгоритм между наблюдаемыми процессами, то есть обнаружить связь, закономерность между ними. Практически, второй путь, это когнитивный акт.
Нет сомнения, что, исследуя процессы в динамических структурах, наблюдатель вынужден, в силу ограничения своих рецептивных свойств, использовать когнитивную функцию своего организма, то есть достраивать, домысливать те скрытые процессы, которые он не может непосредственно ощущать. И даже, используя самые современные языковые методы, способные во многом дифференцировать поток процессов, часто не позволяет в континуальном плане проследить весь путь преобразований, оставляя «белые пятна» непознанного.
Но если есть неизвестное, тогда возникает законный вопрос о его роли во влиянии на процесс в целом. Подход, предложенный в конце 19, начале 20 века в виде эргодической гипотезы или теории, частично снял остроту проблемы и даже дал целое направление в познавательном плане, в виде синергетической парадигмы. Но, синергетическая эйфория продлилась недолго. Открытие новых свойств материи, ее квантование, привело к тому же интересному вопросу: «Как обнаружить непрерывность связи между наблюдаемыми событиями?» И это интерес не только чисто научный, а, прежде всего, он практический, так как невозможность обнаружения связи между событиями, не дает точности прогноза результата.
Точность прогноза оказалось важна не только в создании точных механизмов, приборов и устройств, но и в такой сфере как управление или регулирование многофакторными комплексами с участием человека, то есть в эргатических системах. Мало того, конструкторы многофункциональных комплексов в последнее время все чаще сталкиваются с так называемым «человеческим фактором», который часто сводит на нет весь алгоритм построения задуманного комплекса. И призыв к психологам, физиологам и философам оказать посильную помощи в разрешении этой проблемы, пока что не дал ощутимого результата, хотя и существует много лет такие направления как психофизиология труда и эргономика.
Выход, на мой взгляд, существует в том варианте, при котором идеи физического представления будут уложены в «прокрустово ложе» физиолого-философской парадигмы,
в которой субъект рассматривается как неотъемлемая часть всей системы. А значит и отношение между субъектом и его окружением находятся не в иерархическом или командно-управленческом варианте, а исключительно в равном и взаимно регулируемом.
Убогость формализации, то есть попытки вычленить из исследуемого предмета что-то более важное, чем все остальное, приводит к ущербным построениям и представлениям об этом предмете. И последующие операции уже с абстракцией заводят исследователя в тупик и к не пониманию процессов в исследуемом. Важным моментов для выхода из такого тупика является пересмотр рангов выделяемых свойств изучаемого предмета в зависимости от условий, то есть необходимостью рассматривать с точки зрения ситуационного ранжирования. Коэффициент участия того или иного процесса в достижении результата и есть главный критерий адекватного прогнозирования в исследовании предмета. И такой подход может дать действенный шаг в дальнейших работах, как для эргодических построений, так и для конструирования эргатических систем.
Re: Гетероадаптер
Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях
Сложность – свойство непредсказуемости системы. Критерий оценки сложности – энергия, затраченная на получение ожидаемого (предсказуемого) результата, количество преобразований (событий на траектории) между двумя, выбранными субъектом, точками градиента.
Предсказуемость нелинейного проблематична (эргодическая гипотеза), поэтому необходимо найти методы и способы, позволяющие точнее предсказывать (гетероадаптер).
На протяжении последних 50-60 лет все попытки создания ИИ проваливались по одной простой причине, а именно, эти попытки походили на работу алхимиков, то есть они сводились к процессу соединить не соединяемое.
Все устройства порожденные гением инженерной мысли являются линейными, и какой бы конфигурации такие устройства не обладали, они демонстрировали только, так называемую, алгоритмическую конфигурацию. Но, так как, большинство эти устройства предназначались для работы с человеком, а человек не является линейным, строго формализованным образованием, а больше похож на нелинейный динамический комплекс, то проблема коммуникации или интерфейса между ними приобрела по истине глобальный характер. Решения в виде различных автоматизированных систем, по сути, те же устройства, только с большей программной компонентой, с более разнообразным набором алгоритмических вариантов. В результате всегда получался либо манипулятор либо протез. Рецептивное поле, а также набор эффекторов практически оставались неизменными, а значит, и точность представления о своей границе не увеличивалась.
Симуляция – (от лат. simulatio — видимость, притворство), игра
Имитация – (от лат. imitatio — «подражание»)
Чем больше набор поведенческих актов симулятор способен продемонстрировать, тем выше его адаптационные свойства.
Симулятор не только имитирует (подстраивается) к иному поведению, но еще и обладает набор своих поведенческих актов, что и отличает симулятор от имитатора.
Сложность – свойство непредсказуемости системы. Критерий оценки сложности – энергия, затраченная на получение ожидаемого (предсказуемого) результата, количество преобразований (событий на траектории) между двумя, выбранными субъектом, точками градиента.
Предсказуемость нелинейного проблематична (эргодическая гипотеза), поэтому необходимо найти методы и способы, позволяющие точнее предсказывать (гетероадаптер).
На протяжении последних 50-60 лет все попытки создания ИИ проваливались по одной простой причине, а именно, эти попытки походили на работу алхимиков, то есть они сводились к процессу соединить не соединяемое.
Все устройства порожденные гением инженерной мысли являются линейными, и какой бы конфигурации такие устройства не обладали, они демонстрировали только, так называемую, алгоритмическую конфигурацию. Но, так как, большинство эти устройства предназначались для работы с человеком, а человек не является линейным, строго формализованным образованием, а больше похож на нелинейный динамический комплекс, то проблема коммуникации или интерфейса между ними приобрела по истине глобальный характер. Решения в виде различных автоматизированных систем, по сути, те же устройства, только с большей программной компонентой, с более разнообразным набором алгоритмических вариантов. В результате всегда получался либо манипулятор либо протез. Рецептивное поле, а также набор эффекторов практически оставались неизменными, а значит, и точность представления о своей границе не увеличивалась.
Симуляция – (от лат. simulatio — видимость, притворство), игра
Имитация – (от лат. imitatio — «подражание»)
Чем больше набор поведенческих актов симулятор способен продемонстрировать, тем выше его адаптационные свойства.
Симулятор не только имитирует (подстраивается) к иному поведению, но еще и обладает набор своих поведенческих актов, что и отличает симулятор от имитатора.
Re: Гетероадаптер
Первоначально идея гетероадаптера рассматривалась как дополнение в процессе деятельности в виде «третьей руки» – увеличение поведенческих актов за счет расширения рецептивного поля и наборов исполнительных (эффекторных) органов. Мне представлялось, что с помощью такого гетероадаптера, я приобретаю дополнительные руки, которые могут выполнять работу свойственную различным манипуляторам и гаджетам. Но, при этом, мне не потребуется изучать многотомье инструкций, а обучение навыкам манипулирования этими приспособлениями будет не сложнее (не дольше), чем своими собственными конечностями, так как будет использована возможность моего коммутатора (мозга), встраивать (адаптировать) изменения от моих же рецепторов и для моих же эффекторов, только с новыми конфигурациями, примерно, также как если бы какая-либо модальность слабо функционирующая (слепота, глухота и т.д.) использовалась другими модальностями.
Re: Гетероадаптер
Гетероадаптер как гаджет гаджетов
гаджет с фр. gâche (скоба, хомут) и уменьшительной формой фр. gâchette (скобка, хомутик)
Что бы написать техническое задания для конструировании гетероадаптера, необходимо обозначить цель, критерий оценки достижение этой цель, дать краткое обоснование, что создание данного устройства (гаджет, контроллер) не взято с потолка и сформулировать соответствующие требования.
Цель: расширение рецептивного поля для оценки состояния гаджет без вербализации (без семантического перевода).
Критерий оценки достижения цели: сокращение времени для принятия решения на изменение состояния гаджет.
Обоснование эволюционное. Формирование многоклеточных стало возможным и необходимым в результате следующих условий:
а) формирования интерфейса между клетками;
б) дифференциации раздражителей за счет специализации клеток.
Это привело к возможности организации такой структуры, которая позволяла реагировать как локально, так и в целом многоклеточному организму. Что в свою очередь привело к формированию три уровней регуляции состояния многоклеточного организма:
а) гуморальный, биологически активные метаболиты, действующие на весь организм;
б) иммунный, специфицирующий на органную и системную регуляцию;
в) нейронный, точечно-локальная регуляция.
На сегодня продолжает формироваться четвертый, относительно новый интерфейс – социальный. И хотя в процессе эволюции подобные попытки и были, например: грибы, муравьи и различные симбиозы, наибольшего развития социальный интерфейс получил у приматов. И мало того, он продолжает развиваться, но уже с использованием коммутационных приспособлений.
В таких условиях проблемой для адекватного реагирования на изменения становится соответствующий интерфейс между субъектом и коммутационным устройством. Ресурсные (время, энергия) затраты на перевод между этими образованиями становятся просто колоссальными. Поэтому и требования к такому устройству должны быть направлены в первую очередь на сокращение затрат по организации интерфейса. Отсюда список требований к таким устройствам:
1. Способность навигации и позиционирования устройства по 2-м и более модальностям.
2. Количество сенсоров должно соответствовать достижению требуемой точности к навигации и позиционированию устройства.
3. Способность изменять конфигурацию сенсоров как за счет перемещения их в пространстве (приближение, отдаление от источника регистрируемого сигнала), так и за счет изменения уровня чувствительности сенсоров.
4. Устройство должно иметь возможность моделировать собственную границу и отражать ее изменения в виде структурных проекции их в памяти (формировать карту своих движений).
5. Должен быть реализован механизм безусловных ограничений, срабатывающих при приближении к определенным пороговым значениям. Данный механизм должен предотвращать действия среды и устройства, которые могут привести к негативным последствиям, как для устройства, так и для среды.
6. Должен быть реализован механизм ранжирования стандартных конфигураций в изменяющихся условиях.
7. Поддержка протоколов проводной и беспроводной связи.
Согласно выдвинутым требованиям на данный момент пишется техническое задание.
гаджет с фр. gâche (скоба, хомут) и уменьшительной формой фр. gâchette (скобка, хомутик)
Что бы написать техническое задания для конструировании гетероадаптера, необходимо обозначить цель, критерий оценки достижение этой цель, дать краткое обоснование, что создание данного устройства (гаджет, контроллер) не взято с потолка и сформулировать соответствующие требования.
Цель: расширение рецептивного поля для оценки состояния гаджет без вербализации (без семантического перевода).
Критерий оценки достижения цели: сокращение времени для принятия решения на изменение состояния гаджет.
Обоснование эволюционное. Формирование многоклеточных стало возможным и необходимым в результате следующих условий:
а) формирования интерфейса между клетками;
б) дифференциации раздражителей за счет специализации клеток.
Это привело к возможности организации такой структуры, которая позволяла реагировать как локально, так и в целом многоклеточному организму. Что в свою очередь привело к формированию три уровней регуляции состояния многоклеточного организма:
а) гуморальный, биологически активные метаболиты, действующие на весь организм;
б) иммунный, специфицирующий на органную и системную регуляцию;
в) нейронный, точечно-локальная регуляция.
На сегодня продолжает формироваться четвертый, относительно новый интерфейс – социальный. И хотя в процессе эволюции подобные попытки и были, например: грибы, муравьи и различные симбиозы, наибольшего развития социальный интерфейс получил у приматов. И мало того, он продолжает развиваться, но уже с использованием коммутационных приспособлений.
В таких условиях проблемой для адекватного реагирования на изменения становится соответствующий интерфейс между субъектом и коммутационным устройством. Ресурсные (время, энергия) затраты на перевод между этими образованиями становятся просто колоссальными. Поэтому и требования к такому устройству должны быть направлены в первую очередь на сокращение затрат по организации интерфейса. Отсюда список требований к таким устройствам:
1. Способность навигации и позиционирования устройства по 2-м и более модальностям.
2. Количество сенсоров должно соответствовать достижению требуемой точности к навигации и позиционированию устройства.
3. Способность изменять конфигурацию сенсоров как за счет перемещения их в пространстве (приближение, отдаление от источника регистрируемого сигнала), так и за счет изменения уровня чувствительности сенсоров.
4. Устройство должно иметь возможность моделировать собственную границу и отражать ее изменения в виде структурных проекции их в памяти (формировать карту своих движений).
5. Должен быть реализован механизм безусловных ограничений, срабатывающих при приближении к определенным пороговым значениям. Данный механизм должен предотвращать действия среды и устройства, которые могут привести к негативным последствиям, как для устройства, так и для среды.
6. Должен быть реализован механизм ранжирования стандартных конфигураций в изменяющихся условиях.
7. Поддержка протоколов проводной и беспроводной связи.
Согласно выдвинутым требованиям на данный момент пишется техническое задание.
Re: Гетероадаптер
Шаг к гетероадаптеру: https://www.youtube.com/watch?v=lmYyhuN0S2c&app=desktop
Re: Гетероадаптер
"Торстен Цандер из Института интеллектуальных систем имени Макса Планка предрекает успех девайсам, которые не требуют сознательных усилий со стороны человека. Он называет их пассивными интерфейсами — они снимают активность мозга, не связанную с волевым контролем. Они могут уловить реальное состояние человека, о котором он сам может и не знать", http://kot.sh/statya/248/neyronet. С этим можно согласить, если делать интерфейс не с мозгом, а с мышцами, которые как раз и отражают реальное состояние человека. При этом надо понимать, что интерфейс не только с поперечно-полосатыми экстрафузальными мышцами, но и с интрафузальными и гладкими.
Re: Гетероадаптер
А вот и что-то похожее на практическое применение принципов гетереадаптера: "В своем рассказе Булычев описывал возникновение прецизионной обратной связи между мышцами и моторными центрами. Ничего нового здесь нет — такая обратная связь есть у каждого человека. У кого-то она более точная, у кого-то менее. Точность ее при наработке нового моторного навыка зависит от многих факторов — от точности отдачи команд (моторных нейронов), точности движений мышц, от «датчиков положения» (проприорецепторов), от системы обратной связи в мозгу (строящихся нейронных сетей) — всего того, что мы обычно называем координацией движений. Точность можно повысить. Собственно, на этом основаны все тренировки, спортсмены нарабатывают «мышечную память», развивая все эти факторы, но процесс очень небыстрый.
«Внешняя мышечная память» выглядит как обтягивающий костюм, густо облепленный нашлепками датчиков и электродов и опутанный цветными проводами (это рабочий прототип, в коммерческом образце провода будут вшиты в костюм).
Пучки проводов обвивают меня и сходятся к «реактору», где на самом деле расположены бортовой компьютер, контроллер и коммутатор беспроводной связи, с помощью которой костюм общается с программой управления, установленной на ноутбуке.... Больше двух часов меня гоняют в зале под цепкими взглядами камер motion capture, заставляя выполнять самые различные движения. ...компьютер учитывает, что кожа потная, и вносит коррективы в подаваемые электрические импульсы».
Наконец калибровка закончена. После первых выстрелов и обработки данных по попаданиям компьютер начинает корректировать мои движения, подавая слабые импульсы на соответствующие мышцы. Корректировка возможна как постфактум (как в моем случае), так и в режиме реального времени (с помощью видеокамеры, закрепленной на голове). Последнее позволяет оператору буквально направлять движения человека, что дает огромные возможности для обучения тонким моторным навыкам..." ("Мертвецы идут в бой: военный суперкостюм стимулирует рефлексы", http://www.popmech.ru/technologies/2372 ... eksy/#full )
«Внешняя мышечная память» выглядит как обтягивающий костюм, густо облепленный нашлепками датчиков и электродов и опутанный цветными проводами (это рабочий прототип, в коммерческом образце провода будут вшиты в костюм).
Пучки проводов обвивают меня и сходятся к «реактору», где на самом деле расположены бортовой компьютер, контроллер и коммутатор беспроводной связи, с помощью которой костюм общается с программой управления, установленной на ноутбуке.... Больше двух часов меня гоняют в зале под цепкими взглядами камер motion capture, заставляя выполнять самые различные движения. ...компьютер учитывает, что кожа потная, и вносит коррективы в подаваемые электрические импульсы».
Наконец калибровка закончена. После первых выстрелов и обработки данных по попаданиям компьютер начинает корректировать мои движения, подавая слабые импульсы на соответствующие мышцы. Корректировка возможна как постфактум (как в моем случае), так и в режиме реального времени (с помощью видеокамеры, закрепленной на голове). Последнее позволяет оператору буквально направлять движения человека, что дает огромные возможности для обучения тонким моторным навыкам..." ("Мертвецы идут в бой: военный суперкостюм стимулирует рефлексы", http://www.popmech.ru/technologies/2372 ... eksy/#full )
Re: Гетероадаптер
"Имплантат через компьютерный интерфейс подключается к рукаву со 130 электродами на руке." (Мозговой имплантант впервые позволил парализованному человеку управлять рукой, https://geektimes.ru/post/274314/) И хотя 130 это тоже очень мало для реального регулирования, но это все-таки шаг в нужном направлении.
Re: Гетероадаптер
Интересная статья "Саранча-киборг будет искать взрывчатые вещества",https://geektimes.ru/company/dronk/blog/278304/, подтверждающая, что гетероадаптационный подход, на сегодня, единственный подход к развитию эргатических систем: "...органы обоняния работают на порядки точнее и эффективнее, чем самые современные сенсорные технологии."; "...передовые миниатюрные химические устройства сегодня используют всего несколько датчиков... ... усики насекомых... несколько сотен тысяч датчиков, причем различных типов"; "...невероятная скорость распознавания запаха: для того, чтобы идентифицировать какой-либо из них саранче будет достаточно долей секунды."
Re: Гетероадаптер
И.Маск о необходимости создания гетероадаптера: «В данный момент наш мозг ограничен пропускной способностью интерфейса, — сказал Илон Маск. — У нас есть цифровые третичные „расширения” личности в виде коммуникации по электронной почте, наших компьютеров, телефонов, приложений. Мы практически сверхлюди. Но при этом мы исключительно ограничены в пропускной способности интерфейса между корой головного мозга и „третичной” цифровой формой наших личностей».
Преодолеть это ограничение — одна из важных задач, которая стоит перед наукой. Люди выйдут на новый уровень, если смогут эффективно обрабатывать в мозге всю информацию, которая сейчас доступна в цифровом виде, но не поступает в мозг из-за ограничений интерфейса.
К сожалению, информация не может поступать в мозг сразу в цифровой форме, так что при разработке высокоскоростной шины «мозг-компьютер» придётся решать также задачу преобразования и предварительной интерпретации информации." ("Илон Маск — об аппаратном улучшении людей", https://geektimes.ru/post/280516/)
Преодолеть это ограничение — одна из важных задач, которая стоит перед наукой. Люди выйдут на новый уровень, если смогут эффективно обрабатывать в мозге всю информацию, которая сейчас доступна в цифровом виде, но не поступает в мозг из-за ограничений интерфейса.
К сожалению, информация не может поступать в мозг сразу в цифровой форме, так что при разработке высокоскоростной шины «мозг-компьютер» придётся решать также задачу преобразования и предварительной интерпретации информации." ("Илон Маск — об аппаратном улучшении людей", https://geektimes.ru/post/280516/)
Re: Гетероадаптер
"...кожа человека — это огромный «входной канал» для звука, который мы попросту не используем для этих целей. Дэвид Иглман создал VEST (Versatile Extra-Sensory Transducer) — систему, которая с помощью 32 крошечных моторов передает звуковые волны в виде вибраций по спине человека. По какому же принципу работает VEST? В первую очередь компьютер или смартфон улавливает звуковые вибрации из окружающей среды и трансформирует его в набор определенных частот. Каждая полоса спектра этих частот запускает один из 32 двигателей на жилете. Спустя некоторое количество времени (и несколько практических занятий) ваш мозг на подсознательном уровне учится интерпретировать серию колебаний как конкретный звук или их композицию. " (Новое изобретение позволит вам слышать звуки собственной кожей,http://www.popmech.ru/technologies/272192-novoe-izobretenie-pozvolit-vam-slyshat-zvuki-sobstvennoy-kozhey/)
Re: Гетероадаптер
"Устройство состоит из сенсоров в гибкой силиконовой оболочке с электродами по бокам. Его можно прилепить к коже, как обычный пластырь, а его длина всего 20 мм. Прикрепить полоску можно практически на любую часть тела, и она улавливает звуки и вибрации в диапазоне от 0,5 до 550 Герц — все, от сердцебиения до речи.
Так как устройство использует вибрации, оно может уловить, что говорят люди, даже тогда, когда их голос заглушает фоновый шум, что дает пластырю преимущество над другими системами голосового контроля." (Умный электропластырь услышит вашу болезнь, http://www.popmech.ru/science/292152-um ... hu-bolezn/ )
Так как устройство использует вибрации, оно может уловить, что говорят люди, даже тогда, когда их голос заглушает фоновый шум, что дает пластырю преимущество над другими системами голосового контроля." (Умный электропластырь услышит вашу болезнь, http://www.popmech.ru/science/292152-um ... hu-bolezn/ )
Re: Гетероадаптер
Еще один шаг в сторону гетероадаптера: "Трун оптимистично глядит в будущее, в котором мы находимся под постоянным диагностическим контролем. Наши телефоны будут отслеживать изменения в речи, чтобы диагностировать приближающуюся болезнь Альцгеймера. Руль определит начинающуюся болезнь Паркинсона по небольшой дрожи. Ванная, пока вы моетесь, будет делать вам УЗИ или МРТ, чтобы определить, не появилось ли внутри вас новое подозрительное образование. Большие данные будут следить, записывать и оценивать: мы будем переходить от одного алгоритма к другому. Войти в труновский мир умных ванных комнат и рулей – это войти в комнату с диагностическими зеркалами, каждое из которых требует новых тестов.
Тяжело не поддаться очарованию такого видения."(Искусственный интеллект против докторов: когда диагноз будет ставить компьютер, https://geektimes.ru/post/288016/)
Тяжело не поддаться очарованию такого видения."(Искусственный интеллект против докторов: когда диагноз будет ставить компьютер, https://geektimes.ru/post/288016/)
Re: Гетероадаптер
"... аппараты, подключённые к непосредственно к нервам конечности, позволяют управлять ими интуитивно с помощью сигналов из мозга. Во время эксперимента учёные установили вибрирующие устройства на культях: вибрации создавали иллюзию кинестезии. Устройство позволяло не просто «чувствовать», как сжимается или разжимается хват, но и помогало интуитивно управлять протезом без необходимости постоянно смотреть на него. Эффективность повышалась, когда к этому процессу добавляли зрение". ("Виброотклик в протезах: новый способ улучшить контроль за бионическими конечностями", https://geektimes.ru/post/299349/
Re: Гетероадаптер
"Субвокализация — мысленное проговаривание текста. Человек представляет определенное слово, а мозг уже посылает сигналы в мышцы, которые готовятся его произнести. Обычно субвокализация проявляется при немом чтении. Эта особенность организма и легла в основу прибора под названием AlterEgo.
Устройство состоит из пары наушников с костной проводимостью и четырех электродов, которые считывают нервно-мышечные сигналы лица.
Исследователи долгое время испытывали и совершенствовали прибор. Сначала они накладывали на лица испытуемых 16 электродов, чтобы определить, какие из мышц лица соответствуют субвокализации. Когда активная область прояснилась, изобретатели уменьшили количество электродов до четырех. Поскольку лица у всех разные, инженерам пришлось научить алгоритм подстраиваться под индивидуальные особенности носителя.
Прототип тестировали на десяти добровольцах. Каждому из них потребовалось 15 минут, чтобы персонализировать устройство. Так как количество слов в наборе алгоритма ограничено, создатели начали с чисел и попросили провести арифметические операции. Полтора часа участники эксперимента работали с прототипом, заставляя его решать различные уравнения. В итоге средняя точность распознавания составила 92 процента." (Команда из MIT создала прибор, «читающий мысли», https://vk.com/@sci-komanda-iz-mit-sozd ... chii-mysli)
Устройство состоит из пары наушников с костной проводимостью и четырех электродов, которые считывают нервно-мышечные сигналы лица.
Исследователи долгое время испытывали и совершенствовали прибор. Сначала они накладывали на лица испытуемых 16 электродов, чтобы определить, какие из мышц лица соответствуют субвокализации. Когда активная область прояснилась, изобретатели уменьшили количество электродов до четырех. Поскольку лица у всех разные, инженерам пришлось научить алгоритм подстраиваться под индивидуальные особенности носителя.
Прототип тестировали на десяти добровольцах. Каждому из них потребовалось 15 минут, чтобы персонализировать устройство. Так как количество слов в наборе алгоритма ограничено, создатели начали с чисел и попросили провести арифметические операции. Полтора часа участники эксперимента работали с прототипом, заставляя его решать различные уравнения. В итоге средняя точность распознавания составила 92 процента." (Команда из MIT создала прибор, «читающий мысли», https://vk.com/@sci-komanda-iz-mit-sozd ... chii-mysli)
Re: Гетероадаптер
Прообраз гетероадаптера в произведении Р.Хайнлайна "Звездный десант" 1959 г.): "А вкратце – скафандр работает так. Внутри расположены сотни рецепторов, реагирующих на нажатие. Скажем, машешь рукой и при этом давишь на них, а скафандр чувствует и повторяет движение, многократно его усиливая – пока не снимет с рецепторов нагрузку. До конца я и сам не понимаю, в чем вся хитрость, но отрицательная обратная связь вообще поначалу осваивается с трудом, хотя все те же действия тело твое проделывало с пеленок. Малыш еще только учится координировать движения, поэтому они такие неуклюжие.
А как же контролировать эту силу? Это можно делать, даже не задумываясь об управлении. Прыгаешь – и твой многотонный скафандр тоже, но гораздо выше и дальше, чем ты прыгнул бы в собственной шкуре. Если прыгнуть изо всех сил, включаются ракетные двигатели. Они еще больше усиливают то, что сделали «кожные мускулы» скафандра, и тремя реактивными струями дают тебе толчок, ось которого проходит через твой центр тяжести. И ты прыгаешь через соседний дом. И естественно, начинаешь падать с той же скоростью, с какой взлетел. Скафандр это «видит» при помощи датчиков расстояния и скорости приближения – такой примитивный радар типа дистанционного взрывателя, – и двигатели снова включаются, чтобы обеспечить тебе мягкую посадку. А самому об этом заботиться не нужно.Это в скафандре и хорошо – о нем не нужно думать, им не нужно управлять ни на земле, ни в воздухе, не нужно ничего корректировать и координировать, его просто носишь, а твое тело управляет им – скафандр повторяет его движения. Тем временем ты можешь поработать оружием или оглядеться."
А как же контролировать эту силу? Это можно делать, даже не задумываясь об управлении. Прыгаешь – и твой многотонный скафандр тоже, но гораздо выше и дальше, чем ты прыгнул бы в собственной шкуре. Если прыгнуть изо всех сил, включаются ракетные двигатели. Они еще больше усиливают то, что сделали «кожные мускулы» скафандра, и тремя реактивными струями дают тебе толчок, ось которого проходит через твой центр тяжести. И ты прыгаешь через соседний дом. И естественно, начинаешь падать с той же скоростью, с какой взлетел. Скафандр это «видит» при помощи датчиков расстояния и скорости приближения – такой примитивный радар типа дистанционного взрывателя, – и двигатели снова включаются, чтобы обеспечить тебе мягкую посадку. А самому об этом заботиться не нужно.Это в скафандре и хорошо – о нем не нужно думать, им не нужно управлять ни на земле, ни в воздухе, не нужно ничего корректировать и координировать, его просто носишь, а твое тело управляет им – скафандр повторяет его движения. Тем временем ты можешь поработать оружием или оглядеться."
Re: Гетероадаптер
Фантазии И. Маска: "Как может помочь симбиоз человека и ИИ
Компания Маска Neuralink разрабатывает интерфейс, который в долгосрочной перспективе позволит подключить мозг к системам искусственного интеллекта. Чтобы победить машины, людям нужно самим получить возможности машин, считает он.
Мы делаем это для того, чтобы сделать ИИ доступным для всех, чтобы его не могли монопольно контролировать правительства и большие корпорации. Это будет «переходник» между электронами и нейронами — чип и немного проводов, которые будут имплантированы в череп.
Грубо говоря, все смогут стать суперумными. Я думаю, что это можно сделать примерно в течение десяти лет.
По большому счёту, у вас уже есть такое дополнение, и сейчас оно выглядит как мобильный телефон, компьютер, часы. Эти устройства — уже часть вас самих и вашего разума." («Я думаю, есть что-то, что вы называете богом», https://vk.com/@etorabotaet-ya-dumau-es ... aete-bogom) В силу своего инженерного подхода не понимает, что интерфейс между континуальным и дискретным очень проблематичен, так как процессы там и там различны (по-инженерному: имеют разные алгоритмы, практически не стыкуемые, то есть у гаджетов это описание семантики, а у субъектов - физика, матчасть)
Компания Маска Neuralink разрабатывает интерфейс, который в долгосрочной перспективе позволит подключить мозг к системам искусственного интеллекта. Чтобы победить машины, людям нужно самим получить возможности машин, считает он.
Мы делаем это для того, чтобы сделать ИИ доступным для всех, чтобы его не могли монопольно контролировать правительства и большие корпорации. Это будет «переходник» между электронами и нейронами — чип и немного проводов, которые будут имплантированы в череп.
Грубо говоря, все смогут стать суперумными. Я думаю, что это можно сделать примерно в течение десяти лет.
По большому счёту, у вас уже есть такое дополнение, и сейчас оно выглядит как мобильный телефон, компьютер, часы. Эти устройства — уже часть вас самих и вашего разума." («Я думаю, есть что-то, что вы называете богом», https://vk.com/@etorabotaet-ya-dumau-es ... aete-bogom) В силу своего инженерного подхода не понимает, что интерфейс между континуальным и дискретным очень проблематичен, так как процессы там и там различны (по-инженерному: имеют разные алгоритмы, практически не стыкуемые, то есть у гаджетов это описание семантики, а у субъектов - физика, матчасть)
Re: Гетероадаптер
– Наш прибор – это просто система датчиков и инфракрасных камер, которые позволяют отследить положение руки в пространстве. Глухонемой показывает жесты, соответствующие определённым словам и фразам, а устройство сверяет эти положения с библиотекой и воспроизводит аудиофайлы с произношением соответствующего слова, – рассказал один авторов проекта Даниил Казанцев. (12 НОЯБРЯ 2017, https://www.ural.kp.ru/daily/26980.4/4038771/ )
Re: Гетероадаптер
Замечательная мысль Миры Мурати, которая должна привести к созданию гетероадаптера: «Наши руки — универсальная форма ввода, — объясняла Мурати в интервью Design News. — Мы [ими] строим, играем в шахматы, бросаем мячи, но когда дело доходит до технологий, оказываемся ограничены сенсорным экраном». Сенсорные экраны и вообще любые компьютерные интерфейсы она считала ограниченными — ведь они предусматривали только определенные функции, которые, к тому же, пользователь должен был изучить. Ей же хотелось, чтобы люди взаимодействовали с цифровыми объектами так же, как с физическими, — интуитивно. Виртуальную реальность Мурати называла наиболее человеко-ориентированной платформой. https://www.forbes.ru/forbes-woman/4860 ... ii-chatgpt Будем ждать.
Re: Гетероадаптер
Очередная группа любителей граблей: "Отзывы экспертов
Эксперты в области нейротехнологий положительно оценивают событие вживления чипа Neuralink в мозг человека. Они считают, что это событие является важным шагом на пути к созданию технологии, которая позволит людям с ограниченными возможностями управлять гаджетами с помощью силы мысли.
"Этот шаг является важным достижением в области нейротехнологий", - заявил профессор Стэнфордского университета Эндрю Нагель. "Он демонстрирует, что технология Neuralink может использоваться для создания реальных приложений, которые могут улучшить жизнь людей".
"Это событие является знаковым моментом в истории нейротехнологий", - заявил директор Института исследований мозга при Университете Калифорнии в Сан-Франциско Родни Дрейк. "Оно показывает, что мы приближаемся к тому моменту, когда люди смогут управлять гаджетами с помощью силы мысли".
"Устройство представляет собой капсулу-приемник, которая крепится за ухом, как слуховой аппарат, и от которой к мозгу идут нитевидные электроды. Всего в мозг имплантируют до 1,5 тыс. электродов, каждый из них в четыре раза тоньше человеческого волоса. Один процессор величиной 4 на 4 мм обрабатывает информацию с 10 тыс. электродов. Кабель USB-C обеспечивает максимальную пропускную способность для передачи данных." https://www.rbc.ru/technology_and_media ... a9e8fdd575
Хотелось бы напомнить этим любителям некоторые факты:
а) работы Хосе Дельгадо в 60-х годах прошлого столетия;
б) в 1 кубическом миллиметре головного мозга человека примерно 110000 нейронов и более миллиона других клеток.
в) электрический импульс фиксируемый электродами - это артефакт, основной обмен идет за счет биохимии.
Эксперты в области нейротехнологий положительно оценивают событие вживления чипа Neuralink в мозг человека. Они считают, что это событие является важным шагом на пути к созданию технологии, которая позволит людям с ограниченными возможностями управлять гаджетами с помощью силы мысли.
"Этот шаг является важным достижением в области нейротехнологий", - заявил профессор Стэнфордского университета Эндрю Нагель. "Он демонстрирует, что технология Neuralink может использоваться для создания реальных приложений, которые могут улучшить жизнь людей".
"Это событие является знаковым моментом в истории нейротехнологий", - заявил директор Института исследований мозга при Университете Калифорнии в Сан-Франциско Родни Дрейк. "Оно показывает, что мы приближаемся к тому моменту, когда люди смогут управлять гаджетами с помощью силы мысли".
"Устройство представляет собой капсулу-приемник, которая крепится за ухом, как слуховой аппарат, и от которой к мозгу идут нитевидные электроды. Всего в мозг имплантируют до 1,5 тыс. электродов, каждый из них в четыре раза тоньше человеческого волоса. Один процессор величиной 4 на 4 мм обрабатывает информацию с 10 тыс. электродов. Кабель USB-C обеспечивает максимальную пропускную способность для передачи данных." https://www.rbc.ru/technology_and_media ... a9e8fdd575
Хотелось бы напомнить этим любителям некоторые факты:
а) работы Хосе Дельгадо в 60-х годах прошлого столетия;
б) в 1 кубическом миллиметре головного мозга человека примерно 110000 нейронов и более миллиона других клеток.
в) электрический импульс фиксируемый электродами - это артефакт, основной обмен идет за счет биохимии.
Re: Гетероадаптер
Еще один шаг к созданию гетероадаптера: "Разработка инженеров из UCLA представляет собой крошечный эластичный биоэлектрический пластырь, который весит всего 7 граммов и приклеивается на шею. Встроенные сенсоры распознают движение мышц гортани пользователя, когда он беззвучно пытается произнести слова, и с помощью технологии машинного обучения преобразует их в слышимую речь – без участие голосовых связок. Точность передачи «на выходе» составляет почти 95%.
Пластырь состоит из автономного сенсорного компонента, который фиксирует биомеханическую мышечную активность и преобразует ее в высокоточные электрические сигналы, и исполнительного модуля с динамиком, который с помощью нейросети преобразует полученные сигналы в речь и генерирует голос. Скорость отклика (время между попыткой произнести фразу и звучанием речи) составляет всего 40 мс.⚙
Устройство содержит микромагниты, которые генерируют магнитное поле. Мягкий магнитоупругий сенсорный механизм позволяет обнаруживать изменения в магнитном поле при движении мышц гортани." https://vk.com/healthnetnti
Пластырь состоит из автономного сенсорного компонента, который фиксирует биомеханическую мышечную активность и преобразует ее в высокоточные электрические сигналы, и исполнительного модуля с динамиком, который с помощью нейросети преобразует полученные сигналы в речь и генерирует голос. Скорость отклика (время между попыткой произнести фразу и звучанием речи) составляет всего 40 мс.⚙
Устройство содержит микромагниты, которые генерируют магнитное поле. Мягкий магнитоупругий сенсорный механизм позволяет обнаруживать изменения в магнитном поле при движении мышц гортани." https://vk.com/healthnetnti